Зарегистрироваться
Календарь событий
Планы наблюдений
Все планы наблюденияПодробнее
Каталоги
Новые наблюдения
Дискуссии Гипотезы и идеи Джейсон Понтин: Почему мы не способны решать серьезные проблемы
Название
Изменить
Джейсон Понтин: Почему мы не способны решать серьезные проблемы 0

Дата записи 8 марта 2013 в 10:05
Автор записи editor
Текст записи
Изменить

21 июля 1969 года, Базз Олдрин осторожно вышел из “Орла” - лунного модуля Apollo 11, и присоединился к Нилу Армстронгу в Море Спокойствия на Луне. Подняв глаза, он сказал: “Прекрасное, прекрасное, великолепное запустение." Они были одни, но их присутствие на лунной тихой серой поверхности была результатом огромных коллективных усилий.

Восемь лет назад, президент Джон Ф. Кеннеди попросил Конгресс Соединенных Штатов "в ближайшие 10 лет посвятить себя достижению цели высадки человека на Луну и возвращению его благополучно на Землю». Его задача сорвала план Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) по пошаговой, рассчитанной на несколько поколений, стратегии: Вернер фон Браун, главный по ракетной технике в NASA рассчитывал, что агентство сначала пошлет человека на орбиту Земли, а затем построит космическую станцию, затем пошлет человека на Луну, а затем построит лунную колонию. Возможно, через столетие человек смог бы полететь на Марс. Цель Кеннеди была до абсурда амбициозна. За несколько недель до своего выступления NASA поместили астронавта в крошечную капсулу наверху преобразуемой военной ракеты и выстрелили им в космос по баллистической траектории, как если бы он был цирковым клоуном, но ни один американец не облетел планету по орбите. Агентство не знало, сможет ли быть выполнено то, о чем попросил президент, в срок, который он для этого отвел, но в NASA приняли вызов.

Это потребовало наибольшей мобилизации в истории страны в мирное время. Хотя NASA было и остается гражданским агентством, программа Apollo была возможна только потому, что это был щедро финансируемый, полу-военизированный проект: все космонавты (за одним исключением) были летчиками ВВС и военно-морскими летчиками, многие администраторы агентства среднего возраста участвовали во Второй мировой войне, а также директор самой программы, Сэмюэл Филипс, был генералом ВВС, призванным на службу из-за его эффективности управления ракетной программой “Минитмен” (Minuteman). В целом, NASA потратили $24 млрд, или около 180 миллиардов в сегодняшних долларах, на миссию Аполлон; на своем пике в середине 1960-х годов, агентство использовало более четырех процентов средств федерального бюджета. В программе было занято около 400.000 человек и потребовалось сотрудничество порядка 20.000 компаний, университетов и государственных учреждений.

Проект “Аполлон” потребовал значительную часть состояния самой богатой страны в мире и сотрудничество всех своих ведомств, то это потому, что вызов Кеннеди потребовал от NASA решить ряд более мелких проблем на десятилетия опережающих развитие технологий того времени. Решения агентства часто были неуклюжими. Чтобы выйти за пределы орбиты Земли, NASA построили 13 гигантских многоступенчатых ракет одноразового использования, способных поднять 50 тонн полезной нагрузки и произвести 7600 тысяч фунтов ракетной тяги. Только несовершенный модульный космический аппарат мог быть поднят в срок, но стыковка командного отсека и лунного модуля в течение полета, отправка лунного модуля на поверхность Луны, а затем воссоединение модулей на лунной орбите потребовали значительных усилий и вынудили инженеров агентства начать разработку и тестирование целого ряда инноваций в области астронавтики. В ходе экспериментов гибли люди, в том числе экипаж Аполлона-1, который сгорел в кабине своего командного модуля. Но прежде, чем программа закончилась в 1972 году, 24 человека полетели на Луну. Двенадцать человек ступили на ее поверхность, из которых Олдрин, после смерти Армстронга в августе прошлого года, сейчас является самым старшим.

Зачем они летали? Они привезли 841 фунт образцов древних пород, испытали уникальное эстетическое удовольствие, и самое главное, новое чувство малости и хрупкости нашего дома. (Джим Ловелл, астронавт, участвовавший в полетах к Луне, но ни разу на нее не высадившийся, вспоминал: “Все, что я когда-либо знал: моя жизнь, мои близкие, военно-морской флот- все, целый мир был у меня на ладони?”). Циничным, но главным образом правильным ответом является то, что Кеннеди хотел продемонстрировать превосходство американcкой ракетной отрасли над советской инженерией. Президент бросил вызов в мае 1961 года, немногим позже полета Юрия Гагарина в космос.Но все-таки нельзя адекватно объяснить, почему США сделали такое большое усилие и также нельзя выразить, как лунные посадки были поняты в то время. Слова Кеннеди, сказанные в 1962 году в университете Райс, дали лучшую подсказку: "Но почему, как говорят некоторые, на Луну? Почему мы выбрали целью именно ее? . .  Зачем подниматься на самую высокую гору? Зачем 35 лет назад надо было перелетать Атлантику? . .  Мы решили отправиться на Луну в этом десятилетии и сделать не только это, не потому что это просто, а потому что это трудно, потому что эта цель будет призвана организовать и измерить лучшие наши силы и навыки.».

Проект “Аполлон” рассматривался не только как победа для одной их двух противоборствующих идеологий. Скорее, сильнейшие эмоции во время лунных посадок возникали от удивления и восхищения необыкновенными силами технологий. Во время своего пребывания в Лозанне, Швейцария, писатель Владимир Набоков телеграфировал в Нью-Йорк Таймс: ”Ступая на почву Луны, прощупывая мелкие камешки, вкушая шок и величие события, чувствуя внизу живота разлуку с Землей - все это формирует наиболее романтичные ощущения, которые когда-либо мог испытывать исследователь”

Для современников программы “Аполлон” были осуществлены в контексте длинного ряда технологических триумфов. В первой половине века были изобретены сборочная линия и самолет, пенициллин и вакцины от туберкулеза, в середине нашего века, полиомиелит был на пути к искоренению, и к 1979 году оспа была устранена. Более того, прогресс, казалось, обладал тем, что Элвин Тоффлер назвал "инерционной тягой" в своей книге Future Shock, опубликованной в 1970 году. Некоторое чванство простительно: на протяжении десятилетий, благодаря технологиям увеличивалась максимальная скорость полетов человека. На протяжении большей части истории, мы не могли двигаться быстрее, чем на верхом на лошади или на лодке с парусом, а к Первой мировой войне, автомобили и поезда смогли продвинуть нас на более чем 100 километров в час. Каждые десять лет после того, автомобили и самолеты ускоряли человечество еще больше. К 1961 году самолет-ракетоплан X-15 уже развивал скорость до более чем 4000 миль в час, в 1969 году, экипаж Аполлон-10 летел со скоростью 25000 миль в час. Не было ли это то самое время, чтобы исследовать галактику - “чтобы взорвать этот великую синию, белую, зеленую планеты или быть взорванным ею", как Сол Беллоу написал в своей книге “Планета мистера Сэммлера” (1970)

Пожалуй, самой впечатляющей фотографией лунной посадки Аполлона является отпечаток следа Базза Олдрина в серой, порошкообразной поверхности Луны.

Отпечаток ботинка Базза Олдрина на Луне


Со времен полета Аполлона-17 в 1972 году, ни один человек больше не летал на Луну или куда-либо дальше околоземной орбиты. Никто не передвигался быстрее, чем экипаж Аполлона 10. (Со времени последнего полета сверхзвукового Конкорда в 2003 году, гражданские перелеты стали медленными). Жизнерадостный оптимизм по поводу силы технологий испарился, также, как и большие проблемы, которые люди полагали решит развитие технологий, такие как голод, нищета, малярия, изменение климата, рак и болезни старости, которые сейчас кажутся непреодолимо сложными.

Я помню, как сидел в гостиной моей семьи в Беркли, Калифорния, наблюдая за стартом Аполлона 17. Мне было пять лет, моя мать убеждала меня не смотреть на огненный выхлоп ракеты Saturn 5. Я смутно знал, что это была последний лунная миссия, но я был абсолютно уверен, что на протяжении моей жизни я еще застану колонии на Марсе. Что случилось?

(продолжение следует)

Комментарии: 0
На данный момент еще нет комментариев

Обзоры

starry-sky.ruSkyWatcher EQ5 

3 февраля 2017 в 10:24

VitalSkyWatcher N 200/1000 PDS Explorer BD OTA 

26 октября 2016 в 13:09

Алексей В. КочетовDeepSky UHC 

5 декабря 2016 в 10:41

Алексей В. КочетовDeepSky OIII 

25 октября 2016 в 21:24

Все обзоры
Карты
Комментарии